Ребе Иисус и его еврейская хуцпа или не верь, не бойся, не проси
Похоже, что подходит к концу целый период человеческой истории – христианский или иудейский – кому как нравится. Не подлежит сомнению, что Иешуа Га Ноцри, прозванный впоследствии Иисусом Христом был иудеем, по меньшей мере в его галахическом смысле, поскольку в иудейском происхождении матери его Марии сомнений нет. Также это подтверждается и его позицией раввина/ребе/учителя, не оспариваемою никем из его оппонентов. Поэтому, для начала, придется признать и иудейское происхождение Иисуса, и его общественное положение раввина в римской Иудее свершившимся фактом.
Определенность эта относится лишь к вопросам его происхождения, включая и кровное родство с коленом Давидовым, но никоим образом не относится к вопросам его философии, а ведь гибель его была следствием его философии, а отнюдь не генетики. И здесь таится наибольшая загадка истории: была ли гибель Иисуса итогом того, что он сын божий и его деяния от отца небесного - и это был результат обыкновенной интриги иудейской правящей верхушки при дворе римского наместника, либо прав был синедрион и действительно Иисус смущал народ своими проповедями, а его чудеса есть фокусы от лукавого.
Но нет возможности увидеть записи Иисуса и судить о его словах и действиях приходится лишь на основании вторичных свидетельств, которые подтверждают только высочайшую уверенность его в своей правоте и избранности. Также следует помнить, что раввин – не представитель бога, но лишь человек, наиболее осведомленный в его заветах, а синедрион ответственен за толкования Закона людьми, но не за Закон. В то же время, нет упоминаний о расправах синедриона над другими представителями раввината, исповедовавшими точки зрения, отличные от официальной. Более того, история донесла до нас случай с рассмотрением дела в синедрионе и фактическим оправданием учеников Иисуса.
Все вышеизложенное заставляет тщательнее рассмотреть версию с обоснованностью обвинений синедриона в религиозном мошенничестве. Но, даже в случае подтверждения этой версии, за скобками остается вопрос об искренности верований Иисуса и степени их обоснованности, тем более, что в качестве конечного клиента здесь выступает иудейский народ Иерусалима, - эмоционально неустойчивая толпа, состоящая, в основном, из малообразованных маргиналов. Ведь мошенничеством может быть признано лишь действие, имеющее целью злоупотребление доверием с корыстными целями, а в остальных случаях это – банальное заблуждение.
Однако, что можно объяснить безграмотной толпе, вчера еще кричавшей «Осанна», а сегодня повторяющей «Распни его»? Не верь, не бойся, не проси - как реальная антитеза идеи о всеобщем благе. И спокойствие Иисуса объясняется, с одной стороны, личной хуцпой и, с другой стороны, верой в безграничные возможности его небесного отца. И пониманием тщетности апелляции - и к этой толпе, и к самому Господу, когда осознанием бессмысленности происходящего – либо подчиненности его высшему и непонятному замыслу - проникнуто не только восприятие Иисуса, но и непосредственное ощущение окружающей действительности сегодня, 20 веков спустя…