folio Photo

CLOSE

Круговая тема в живописи Концептуального Символизма

Подобно тому, как живопись модерна отказалась от классической формы в попытке передать эмоциональную составляющую творчества, живопись концептуального символизма использует форму, доступную для выражения идеи автора, однако форма (или формы) эти не всегда соответствуют нашим традиционным представлениям. Будучи формой идей, формой развития идей – а суть формой движения, круг передаются зрительно не столько символом, сколько круговым символом, обеспечивая не только верные, но и динамические ассоциации. Но не следует думать, что такой подход несет какой-то принципиально новый момент - omne novum vetus oblitus est – все новое это забытое старое и что принципы кругового движения были хорошо известны мастерам живописи прошлых лет. «Круговая тема» в живописи наглядно исследована в статьях о древнерусской иконописи академика М.В. Алпатова, а сегодня можно уверенно сказать, что круг не только традиционный символ неба, света и духовного совершенства, но и то, что тема эта не является только художественным приемом, а пронизывает все творчество авторов, являясь их глубокой идейной основой. При этом не имеет большого значения, выделен ли круг только линией, или цветом, фактурой или даже ритмом, - он всегда остается основой художественной композиции, будучи не только, как упоминал Платон, основным телом, но и являя собою образ гармонического совершенства. В том числе и поэтому «тема круга» является столь востребованной в живописи Концептуального Символизма, что она предоставляет те стороны окружающего мира, которые не лежат на поверхности, но, тем не менее, составляют основы его существования.