Концептуальный символизм в современном изобразительном искусстве
Концептуальный символизм в изобразительном искусстве является явлением синтетическим – в отличие от аналитического концептуализма в его классическом понимании. Именно в этой связи Дж. Кошут называл свои работы «расследованиями». Однако, традиционные представления формалистического искусства настолько укоренены в человеческом сознании, что даже отчаянные попытки современных концептуалистов оторвать содержание от формы не увенчались сколько-нибудь ощутимым результатом.
Тем не менее, работы по исследованию процесса творчества, а именно так, по-видимому, и следует воспринимать концептуальное искусство, отчетливо обозначили определенный вакуум, образующийся в процессе структуризации самой художественной идеи. Попытка концептуализма передать динамику творческого процесса используя статичные методы - в конечном итоге - визуализации достаточно наивна в век кинематографа, телевидения и планшетов, а противопоставление эстетики формального искусства чистому искусству концепта выглядит сегодня весьма натянутым.
Одной из попыток решения этого противоречия является творчество художников концептуального символизма, которое, при всей своей противоречивости, адекватно пытается ответить на вызовы нашего времени. Символ являются древнейшей попыткой передать знание о природе вещей или явлений через форму. В то же время образность концептуального символизма подчинена единственной задаче – наглядному отражению авторской идеи.
Такой синтез идеи и образа-символа позволяет не только использовать разнообразные технические решения в творчестве, но и освободить сам конечный продукт от несвойственных реальному творчеству элементов украшательства.