Новейшие течения искусства – концептуальный символизм в живописи
Если признать, что Сол ЛеВитт (Sol LeWitt) прав и что в Концептуальном Искусстве главенствует идея, а материал и техника исполнения являются лишь сопутствующими факторами, иллюстрирующими эту идею, то нужно согласиться и с тем, что Искусство Концептуального Символизма является наиболее последовательным развитием этой теории. Образы и понятия, используемые в арт-объектах Концептуального Символизма призваны пояснять ту или иную концепцию автора, в значительной мере базирующуюся на личном опыте и личных ощущениях художника. В каком-то смысле искусство концептуально всегда, и уши точки зрения автора в той или иной форме всегда выглядывает из-за кустов красивости, однако в подлинном концептуальном искусстве, по утверждению Дж. Кошута (Joseph Kosuth) красивостям нет места. В этом заключается одно из основных противоречий жанра, поскольку красивости обладают выраженным притягательным эффектом для публики, но, в то же время, отвлекают зрителей от адекватного восприятия идеи. Другим противоречием концептуального изобразительного искусства является крайняя сложность физического объединения процессов, протекающих в определенном временном промежутке в едином объекте.
Этой противоречивости, в значительной степени, лишен Концептуальный Символизм, как художественное течение. А что самое главное, так это то, что изображения и символы, используемые в подобных арт-объектах, сами по себе не являются искусственными образами, порожденными фантазией художника, но имеют устойчивый ассоциативный ряд, и их интерпретация в значительно большей степени зависит от ментальности зрителя, его эстетической и социальной позиции. Именно Концептуальному Символизму удалось объединить Время и Пространство в своих арт-объектах, используя для пространственного изображения неподвластные времени символы и знаки. Естественно, что Концептуальный Символизм или Новый Символизм, как называл его В. Комар (V. Komar) является постконцептуальным направлением искусства и, при желании, можно задать много вопросов к его авторам. Однако, сегодня именно в арт-объектах этого течения можно увидеть достойное воплощение многих идей Концептуализма.