О реальный хуцпе, разочарованном страннике и обманувшихся иудеях
Философия концептуального символизма универсальна и охватывает весь мир понятий. Но мы меняемся и мир меняется вместе с нами. Похоже, подходит к концу и период торжества авраамических религий, период краткий, как и все в этом мире. Но вряд ли описание этого периода будет полным без упоминания имени Иисуса из Назарета. При этом нет сомнения в его реальном существовании, но одни считают его Богом, другие - пророком, а некоторые - просто шарлатаном. И лишь малое число человеков считают убеждения Иисуса реальной хуцпой, хотя именно это и выглядит вполне логично после знакомства с жизнью Иисуса и современного ему общества. Но сначала необходимо уточнить понятие хуцпы, как свойства характера и, следовательно, менталитета. При этом надо заметить, что хуцпа – черта, прежде всего, еврейского характера, и подразумевает абсолютную уверенность в своей правоте. А то, что Иисус был евреем – несомненно, равно как и то, что он был евреем весьма просвещенным - ребе или учителем. И многочисленные свидетельства повествуют о его знаниях и странствиях со своими учениками.
Кстати, будучи верующим иудеем, Иисус имел полное право называть себя сыном Божьим, ибо все иудеи считали себя детьми Божьими. А вот объявление себя Мессией уже попахивало святотатством - вещью недопустимой в то смутное время. В то, что он Мессия и призван спасти мир Иисус, наверное, верил до последней минуты, и именно отсутствие Божественного Покровительства было самым большим его разочарованием. Зачем ты меня оставил, Господи – воскликнул Иисус перед смертью. Объявляя себя Мессией, Иисус, с точки зрения толпы, мог быть либо им, либо мошенником. И неприятие его личности со стороны иудеев связано с там, что в глазах соплеменников он остался простым человеком, не Мессией и не избежал банальной гибели на кресте. Именно в этом был смысл приговора Синедриона. Многие иудеи восприняли казнь Иисуса как реальную победу справедливости, так же как ранее считали они божественной природу Иисуса. Таковы были жестокие нравы тех времен, когда распятие служило единственным критерием истины. Человек смертен, и он мог и должен был умереть, в отличии от Мессии - помазанника Божия.
Толпа иудеев оказалась весьма прагматична, и отказалась верить в другие идеалы, к которым взывали ученики Иисуса. Видимо, крепко сидел в иудейских головах негативный опыт иных верований и не хотелось рисковать вновь. Все было просто и ясно здесь. Период от физической смерти до воскрешения с приходом Мессии вообще не брался в расчет, и все райские кущи - сразу после смерти - расценивались как химеры и сказки, тем паче, что представление о них существовало лишь в теории. Приход Мессии был несомненен, однако дата его неизвестна и, коль скоро понятие времени было относительно, единственной реальностью становилось бытие, хоть и сопряженное с массой ограничений. Именно понимание времени, как величины сугубо относительной, отделяло старое представление о мире от нового, с его линейным видением процесса. Что же касается деталей, вряд ли они имеют существенное значение, да мы и не знаем их, равно как и всего того, о что говорил Назаретянин.