Концептуальный стиль или при чем здесь символизм
Необходимо выделить несколько моментов, отличающих схожие по названию стили концептуализма и символизма от собственно идей концептуального (или нового) символизма. Мы называем концептуальным символизмом не только стили изобразительного искусства, но также и любые иные, как гуманитарные, так и естественные, основанные на принципах конечной непознаваемости бытия. Знания человека здесь подобны линиям горизонта, столь же произвольным и удаляющимся при приближении.
Эти знания являются непосредственным продуктом чувственного опыта, на который они опираются в своих фундаментальных построениях. Следовательно, при изменении типов восприятия меняются и знания – то есть представления об окружающем мире. Например, картина окружающего мира приобрела бы совершенно иную форму, если бы человек имел возможность непосредственно воспринимать температуру других предметов.
До 80% информации об окружающем мире человек получает через зрение, и именно визуальные искусства воспроизводят представление человека об окружающем мире. Однако необходимо понимать, что это лишь представление об окружающем мире, сколь бы сложным и красочным ни было оно. Более того, сложные картины и так называемые математические модели возникают в связи с тщетностью попыток изображения окружающего при помощи визуальных искусств.
Создается впечатление, что все ухищрения художников, зачастую оформленные в виде разнообразных концептуальных практик, имеют лишь одну цель – компенсировать несовершенство человеческих органов чувств. Но практики эти созданы в русле стандартных органов чувств, и наследуют все их несовершенства.
Символизм, в свою очередь, апеллирует на самом деле не к символам, а к вторичным явлениям, типа понятий и давно стал сложносочиненной картинкой или своеобразным психологическим ребусом. Поэтому включение практик символизма в категорию визуальных искусств кажется странным и проблематичным.
Все вышеописанные детали рельефно выступают при рассмотрении концептуального символизма с точки зрения их автора, но необходимо также остановиться и на особенностях понимания этого стиля зрителем. На сегодняшний день это достаточно закрытая практика, не всегда ориентированная на современника - и в силу инерции мышления, и в связи с необходимостью перестройки всего восприятия, столетиями глядевшего не в ту сторону. Тем не менее, всеобщая неудовлетворенность картиной мира с зашкаливающей сложностью налицо и, будем надеяться, что грядущие катаклизмы приведут к ее радикальному изменению, - в том числе и параметров восприятия.