Главные вопросы творчества, концептуальный символизм и постконцептуализм в ИЗО.
Движение – все, конечная цель – ничто. Эдуард Бернштейн/Eduard Bernstein
Нахождение различия в вещах сходных и сходства в вещах различных есть базисное свойство человеческого интеллекта в поисках ответа на извечный вопрос почему? Вторая сторона этой медали также существует в вопросе как? А человек, тщась ответить на эти основные вопросы, и в попытке представить себе возможные ответы, обращается, прежде всего, к их наглядному изображению. Вся история искусства пронизана попытками разгадать эту загадку и представить ответ на этот вызов природы. Именно ответы на вопросы как и почему пытался изобразить на камне наш первобытный предок, равно как эти же проблемы волнуют и художников наших дней. Именно эта концепция лежит в основе любого творчества и именно эта задача является для любого творчества концептуальной идеей. Меняется взгляд на окружающий мир, меняются способы передачи идей, однако общая направленность мышления выражается всегда попыткой ответить на вопросы почему и как. Дополнительно необходимо отметить, что идеи овладевают умами в том случае, если они представлены в виде образов. Вся история человечества, включая самые последние катаклизмы, подтверждает справедливость этого заключения. Не из-за транслируемых умными головами разнообразных противоречий рухнула известная мировая система, но в результате появления на экране соответствующего образа. А что до личностного выражения концептуальной идеи, то оно может носить при этом любой характер, иногда соответствующий уровню восприятия общества, иногда не соответствующий состоянию его умов – это имеет относительное значение, поскольку выражает индивидуальную точку зрения художника, его личную попытку осмысления жизненных вопросов. То, что мы привычно называем мастерством, состоит, как минимум, из двух абсолютно разнородных компонентов: способности заглянуть в будущее и возможностей анализа прошлого и эти две стороны по-разному проявляются у разных личностей. Техника не имеет значения в данном случае: и примитив 2 века и концептуализм века 20-го равноценны наскальной живописи при этой, часто неосознанной, тенденции поиска смыслов существования. Поэтому на разных этапах развития общества мы видим различный зрительный образ концептуальной идеи, различное оформление традиционного вопросов почему и как. Возможно, концептуальный символизм в живописи, как форма постконцептуального искусства, лишь предоставляет нам новую грань или новую плоскость, в которой может быть рассмотрен этот извечный вопрос. А вот нахождение ответов на сакральные вопросы мироздания как раз обеспечивают тернистый путь познания.