Боги тоже смертны
Попытка связать будущее искусства с концептуальным символизмом есть не более чем гипотеза, равно как и философские тезы этого направления. Творческое начало у кроманьонца и его отсутствие у неандертальца может говорить и о направлении движения от Зверя к Творцу, но это движение возможно только в результате направленного отбора. В то же время, можно обнаружить массу нестыковок как в версиях происхождения человека, так и в представлениях его о Боге, которые желательно здесь вскрыть, изложив соответствующую точку зрения. Однако, нужно также понимать, что все заключения и комментарии ниже являются лишь гипотетическими. Основой этих заключений являются лишь простая логика и принцип бритвы Оккама.
1. Богом (творцом, создателем, в единственном или множественном числе) называется сущность (или сущности) любого происхождения, обладающее влиянием на окружающее, много превосходящим человеческое своего времени. Очевидно, что это вопрос знаний и технологий.
2. Время жизни Бога значительно длиннее человеческой. Ведь жизнь человека коротка. А богов много, но, как сказано, - где они все?
3. Возможности Бога кратно превосходят человеческие и в планировании. Он - мастер многоходовок. Судя по документам, Промысел Его непредсказуем.
4. Но влияние Бога на окружающее имеет пределы, возможности его не бесконечны. Ведь граница во времени означает границу и в пространстве.
5. Наверное, Бог не в состоянии прогнозировать сверхсложные системы и ситуации, типа развития человека и общества и вынужден ставить эксперименты. Иначе зачем нужны эксперименты? Видимо, столь сложное программирование не под силу даже Богу.
6. Неизвестны размеры Бога, и возможность его членения. но есть документы с описанием богоподобных сущностей различной величины и формы.
7. По информации из документированных источников, человек есть продукт модификации зверя (видимо, с измененной генетикой), созданный Богом первоначально для каких-то своих целей.
8. Современные люди (типа кроманьонца) не являются ни первым, ни заключительным этапом творения Бога. Однако, все другие варианты человека отсутствуют. Нет внятной теории происхождения человека, но несомненна родственная связь его с животным миром. А эффект бутылочного горла, видимо, и есть свидетельство популяционной селекции.
9. Действия или бездействия Бога направлены к выполнению намеченной им цели, при этом человеческие интересы вторичны. Как ни прискорбно, но человек – побочный продукт или «мыслящая котлета».
10. Действия Бога возможны лишь в условиях соблюдения законов, существующих вечно: Бог управляет через химию, физику и математику.
Человек примитивен и немощен лишь на фоне более могучей сущности, могущество которой также блекнет в сравнении с очередной - ибо нет предела совершенству. Человеческое общество, будучи предоставлено самому себе, обладает определенной динамикой, однако, подобно броуновскому движению, она хаотична и случайна, а отбор участников с определенными данными возможен только при приложении внешней силы. Современная версия человека включает в себя и элементы творчества, но, хотя у современного человека можно разглядеть черты Творца, эти черты могут уступить место каким-то иным у человека завтрашнего. А, поскольку замысел создателя достаточно сложен, чтобы не сказать непостижим, то любой прогноз является сомнительно - вероятным.
Человечество вынуждено жить в прошлом, каким является даже его настоящее и на своем опыте предполагать общую перспективу. Конкретику же изменений, к сожалению, вычислить невозможно, - без наличия устойчивой связи с будущим, иначе конкретику эту можно только угадать – случайно. Что касается живописи Концептуального символизма и его художников, то сложно представить, что параметры искусства остаются неизменны, когда меняется представление об окружающем мире. Возникают вопросы, типа эксклюзивности восприятия или символики картин Евгения Гегузина/Evgeny Gegouzin, которые можно и нужно рассматривать с позиций Творца, а никак не Зверя и его «традиционного искусства», ориентированного, в основном, на результат, а не на идею. Разнообразным же «толкователям» следует напомнить английскую пословицу «proof of pudding is in eating» - не узнаешь, пока не попробуешь.