folio Photo

CLOSE

Символизм как основа и концептуализм как качество

   В основе любого искусства лежит символизм, как вид творчества индивидуума. Используемые символы могут быть достаточно сложными и даже представлять собою законченное произведение искусства, но они всегда могут быть инкорпорированы в ином виде искусства. Эта очевидная истина, которая, вроде, не требует доказательств, но она, тем не менее, повсеместно игнорируется или замалчивается. А роль символизма сводится к одному из многочисленных течений в искусстве, типа кубизма или акмеизма – без упоминания о глубоком эстетико-философском значении этих знаний. Без возможности интерпретации в новом субстрате объект становится безжизненной констатацией фактов, что может вполне устроить «клиповое» мышление, однако никоим образом не соответствует поиску «сходства в вещах различных и различия в вещах схожих», как традиционному свойству именно человеческого интеллекта. Причем рассуждения эти касаются не только живописи, но и всего круга человеческих интересов, и невозможно разорвать искусство музыки, искусство либретто и искусство предания всего в одном произведении Рихарда Вагнера.

  Говоря же о концептуальности искусства, следует помнить, что концептуальность, как непременная черта творчества, присутствует в любом художественном произведении, хотя и выражена бывает по-разному – где-то стилистически, где-то технологически – ибо невозможно представить себе человека, тем более человека-творца эдаким безыдейным существом, механически перебирающим варианты решения задачи. Впрочем, само решение задачи – то есть разрешение идеи - уже говорит о бессмысленности такого предположения. Броуновское движение молекул воды и воздуха неспособно доставить корабль в определенный пункт, тут нужна идея или концепция движения к цели. Почему модное сегодня слово «концептуальный» не говорит нам решительно ничего о самой концепции, лежащей в основе этого произведения или действия. Иное дело, что некоторые умники из касты жрецов от искусства стали именовать определенные течения второй половины 20го века этим новомодным и интригующим словом, однако это их дело, могли и использовать иное определение без ущерба для своего бизнеса. Совершенно ясно, что без дополнительной информации о технике и технологии произведения, определение «концептуальный» не информативно и полностью соответствует такому шедевру, как «масло масляное».