Живопись концептуального символизма как массмедиа
Можно долго говорить о специфике тех или иных форм изобразительного искусства, различных стилистических приемах и концептуальных посылах. Однако, несомненным фактом является убедительное прослеживание сходства между живописными работами и медиа файлами. Сходство это достаточно глубокое и проявляется не только с точки зрения исторической или художественной, но и с точки зрения функциональной, поскольку все эти файлы являются в конечном итоге суть той или иной формой рекламной продукции, своего рода рекламными вывесками, продвигающими те или иные товары или услуги.
Что любопытно, так это то, что эта утилитарная цель присутствовала всегда и во всех работах – от шедевров античности и гениев средневековья до книжной графики наших современников. Просто иногда рекламной продукцией являлась самая точка зрения, что нисколько не меняет суть дела.
Вопрос, который всегда возникает при обсуждении живописи, состоит в том, почему живопись должна считается изолированной от других СМИ? Или имеет смысл объединить живопись, включая картины, тексты, выставки - в виде единого предмета - со всеми средствами массовой информации. Соответственно, концептуальная живопись, будучи сходной с проявлениями массмедиа до степени смешения, не может быть самостоятельным жанром творчества. А, учитывая, что все проявления живописи до определенной степени концептуальны, не составит большого труда отнести сегодня любое искусство к средствам массовой информации, где оно и должны заслуженно находиться.
Но, если принять точку зрения адекватности произведений искусства медийному товару, то следует предположить, что и изготовитель этого товара, - художник или артист – также участвует в процессе реализации его продукта на национальных и глобальных рынках.
Однако здесь не все так просто, поскольку потребитель не может непосредственно оценить степень полезности предлагаемой продукции и должен основывать свое заключение на экспертов. Эти люди, образно говоря, жрецы и толкователи, чья роль в искусстве, особенно в концептуальном искусстве стремительно растет, - не только объясняют малограмотной публике фантазии авторов, но и выносят суждение о ценности тех или иных произведений искусства, заменяя при этом широкую дискуссию узкими договоренностями, а общественное обсуждение – институциональной критикой.
Таким образом, по выражению Бенджамина Бухло, этот сомнительный триумф концептуального искусства ведет к тому, что при отсутствии каких-либо конкретных визуальных качеств, отсутствие какой-либо (художественной) ручной специфики, как критериев различия, все традиционные нормы эстетического суждения - вкуса и ценителя - могут быть нивелированы. Результатом этого может явиться то, что определение эстетического становится с одной стороны, вопросом устной договоренности, а, с другой стороны, что функция эстетической значимости проявляется в результате дискурса официальных структур, а не вкусов.